10 книг для копирайтеров и писателей

871 просмотров
Читать на GMGO

Многие хотят научиться писать, но найти хорошие книги в интернете не так просто. Мы подготовили план из пятидесяти книг, чтобы самим укреплять навык, а сейчас разберём часть из них ― десять. Вы хотите освоить навык копирайтинга или стать писателем ― эти десять книг в любом случае вам помогут. Язык ― всего лишь инструмент в ваших руках.

Стивен Кинг, “Как писать книги”. Пособие от самого известного автора. 

Самый известный ныне живущий американский писатель, «Король ужасов» Стивен Кинг, работающий в жанрах фантастики, ужасов, фэнтези, триллера, мистики и драмы. Продал более 350 миллионов книг. 

По ним снято множество экранизаций ― фильмов и сериалов, даже нарисованы комиксы. Кинг написал 60 романов, причём семь под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг.

Обложка книги Стивена Кинга. Как писать книги.

Кроме того, написал девять сборников рассказов, включающих более двухсот рассказов ― словом, это один из самых плодотворных авторов планеты. Потому в своих советах начинающим публицистам, Кинг настаивает на основном правиле ― писать по две тысячи слов в день. 

Вокруг этого правила строится его рабочий процесс ― ежедневная практика, даже в Новый год. 

Кроме того, Стивен Кинг рассказывает об основных приёмах работы с языком. Это будет полезно как писателю, так и копирайтеру.

Если вы хотите писать как Стивен Кинг, вам стоит заострить внимание на паре правил автора. Откладывать черновик романа на полтора месяца, чтобы взглянуть на него свежим взглядом, и правиле, которое поможет вам при работе с любой формой. Новый черновик ― это старый черновик, из которого изъяли десять процентов. Этот подход изменил жизнь Стивена Кинга, так что поможет и вам. 

Рэй Брэдбери, “Дзен в искусстве написания книг”. Легендарный учитель. 

Американский писатель, известный во всём мире за антиутопию «451 градус по Фаренгейту», цикл рассказов «Марсианские хроники» и повесть «Вино из одуванчиков». Вы наверняка читали что-то из этого.

Брэдбери создал более восьмисот литературных произведений: несколько романов и повестей, десятки пьес, стихотворений и сотни рассказов. А также сам режиссировал театральные постановки. 

Дзен в искусстве написания книг - обложка книги.

Брэдбери ― классик научной фантастики, хотя писал и в жанрах фэнтези, притчи или сказки.

Главное достижение Брэдбери в том, что он разжёг у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него считались неинтересными и находились в упадке.

В его пособии “Дзен в искусстве написания книг”, Брэдбери показывает читателю настроение писателя, как сам его понимает. Уже понятно, что он был не менее плодотворен, чем Стивен Кинг ― даже более. А всё потому, что у них схожие писательские подходы. 

Рэй Брэдбери писал не меньше тысячи слов в день, казалось бы, меньше, чем Стивен Кинг. Но у него был и ещё один минимум ― один рассказ в неделю. А это пятьдесят рассказов в год.

В “Дзен в искусстве написания книг”, Рэй Брэдбери не делал упор на правилах работы с языком. Рассказывая о настроении, он уверяет, что нужна только практика, чтобы однажды вы настолько привыкли писать, что только спешили бы записывать свои мысли. 

Возможно, как копирайтеру, вам очевидна идея и в ней мало нового. Но также возможно, что Рэй Брэдбери сможет зажечь и вас желанием писать не только статьи.

Харуки Мураками, “Писатель как профессия”.  Каждому писателю в руки

Мураками ― японский писатель и переводчик, неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Его книги переведены на пятьдесят языков и являются бестселлерами как в Японии, так и в мире. Признание критиков и читателей его художественной и научной литературы принесло ему множество наград в Японии и на международном уровне. Наиболее известными работами Мураками являются «Охота на овец» (1982), «Норвежский лес» (1987) и «Хроники заводной птицы» (1994-95).

Как переводчик, Харуки Мураками показал японцам произведения таких писателей, как Раймонд Карвер и Джером Сэлинджер. В книгах Мураками чувствуется влияние западных писателей, поэтому в Японии его книги до сих пор считают «не японскими». Но пишет он про родину, и в его романах ощущается дух нации ― работы Мураками сюрреалистичны и меланхоличны, в них преобладает тема одиночества. 

Писатель как профессия - обложка книги Харуки Мураками

В книге “Писатель как профессия” автор расписывает свою биографию, то есть название буквально отражает содержание. Как и первые два автора, Мураками призывает работать каждый день. И при том не только с текстом, но и с художественной стороной, для чего показывает авторские приёмы. 

Например, метод собирателя, которым пользуется сам Мураками ― он гуляет, коллекционирует визуальные образы и насыщает ими прозу. Вы наверняка читали романы Мураками ― в следующий раз обязательно обратите внимание на этот приём. 

Николай Басов, “Творческое саморазвитие или Как написать роман”. Книга, которая подойдет и копирайтеру

Российский писатель-фантаст, переводчик, редактор и литагент. Сотрудничает с издательством «Эксмо».

Самые известные произведения Басова ― циклы «Лотар Желтоголовый» и «Мир вечного полдня» (1998—2005).

Пусть Николай Басов не самый известный автор даже в России, его навык трудно оспорить, прочитав книгу “Творческое саморазвитие или Как написать роман”. В ней автор подробно расписывает структуру текста и работу с ним. Не столько погружается в сам язык, хоть он и первый одноязычный с нами автор, но больше погружает в буквальный процесс писательства. 

Обложка книги Николая Басова.

Николай Басов объясняет, зачем вам писать роман. Он вводит понятие романотерапии, как самостоятельной психотерапии. Суть очень проста ― для своего романа вы выберете самую важную для вас тему, самую непонятную, просто потому, что вам она интересна. Какой-то важный вам вопрос. Пока будете писать роман, вы обработаете тему, обдумаете вопрос ― и найдёте ответ. И сами для себя, и для читателей, просто потому, что так работает литература.

Думая так, проще подходить к писательству. Нечего бояться, что роман выйдет не очень ― вы пишете его для себя, весь в процессе станете более мощным человеком. Предыдущие авторы просто мотивировали, но благодаря Николаю Басову писать по-настоящему хочется. 

Нора Галь, “Слово живое и мёртвое”. О том, как копирайтить и писать от профи

Известнейшая советская переводчица английской и французской литературы, критик, редактор и теоретик перевода. Прославилась переводом «Маленького принца» Сент-Экзюпери и «Постороннего» Камю. 

По сути, Нора Галь создала перевод на русский язык заново, и до сих пор все переводчики работают по её школе. А идеи свои она оформила в книге “Слово живое и мёртвое”.

Слово живое и мертвое - обложка книги Нора Галь. 

Это пособие, которое рекомендуют как первейшее и обязательное к прочтению, если вы хотите писать что угодно. Нора Галь ― переводчик, потому темы в книге “Слово живое и мёртвое” глубже. Они относятся вообще к явлению языка, а говорит она про наш, русский. Такого точечного касания вопроса вы не найдёте нигде. 

Книга “Слово живое и мёртвое” оформлена как пособие ― приводятся примеры текста и примеры исправления. Нора Галь написала её в советское время, так что главная тема ― борьба с канцелярской речью. Это пассивные формы глаголов, как “был приведён” и стилистическое несоответствие слов. Нора Галь приводит конкретные методы избавления от “канцелярщины”.

Рой Кларк, “50 приёмов письма” или 50 способов копирайтинга

Роя Питера Кларка называют «американским тренером по письму», поскольку он посвятил жизнь созданию «нации писателей». С 1977 года он преподавал писательское мастерство детям и писателям, включая победителей Пулитцера. 

Он автор семнадцати книг по писательству, лингвистике и журналистике. Последние из опубликованных — «Инструменты письма», «Гламурная грамматика» и «Помогите! писателям», которое теперь также доделано в мобильное приложение. 

Пять раз Рой Кларк был присяжным заседателя Пулитцера и дважды возглавлял жюри по научным книгам.

50 приемов письма - обложка книги Рой Кларк.

Из всех семнадцати книг, “50 приёмов письма” ― самая обязательная к прочтению, если вы собираетесь писать. Рой Кларк собрал опыт всей своей жизни и сжал его до пятидесяти советов. Тем самым он создал универсальный справочник, который стоит пару раз в год перечитывать, если хотите расти. 

Правила ― сразу обо всём. Больше для нон-фикшн литературы, а не для художественной, но это идеальное пособие как для копирайтеров, так и для писателей. Всё потому, что Рой Кларк рассматривает язык ― только как инструмент работы с информацией. 

В книге пятьдесят глав ― по одной на каждый приём, и это самое подробное пособие по писательскому навыку.

Уильям Зинсер, “Как писать хорошо”. Хорошая книга для начинающих копирайтеров

Уильям Зинсер ― американский писатель, редактор и учитель. Работал журналистом в New York Herald Tribune сценаристом, драматическим редактором и кинокритиком. С этим он объездил весь мир и писал всю жизнь, до восьмидесяти лет, когда вышла книга “Как писать хорошо”. Но он пишет так хорошо, что его возраст не понять по языку ― его текст живой и яркий. 

Обложка книги "Как хорошо писать" - Уильям Зинсер.

“Как писать хорошо” ― книга для писателей нон-фикшн литературы. Чем-то похожа на “50 приёмов письма”, только написана в более простой форме. Если там ― жёсткое биение на пятьдесят глав, то здесь ― история с примерами из жизни.

Один из советов автора ― писать мемуары, потому что это помогает разобраться в себе.  

Энн Ламотт, “Птица за птицей”. Копирайтинг от потомственного писателя

Энн Ламотт — известный и почитаемый в США автор художественных и нон-фикшн книг, многие из которых стали бестселлерами. Ведёт семинары по писательскому мастерству.

Она родилась в семье писателя, и с детства наблюдала, как её папа каждое утро вставал в 5:30 утра и садился писать. Энн начала писать рассказы ещё в 7 лет и помогала с сочинениями своим одноклассникам.

Когда Ламотт было 26 лет, вышел её первый роман «Смех сквозь слёзы». Преподавала литературное мастерство в Калифорнийском университете Дэвиса.

Птица за птицей - книга Энн Ламот.

Её книга «Птица за птицей» вышла более 20 лет назад и до сих пор остаётся бестселлером.

Сама книга ― автобиография. Название передаёт суть писательского пути, о котором говорил каждый автор выше ― постоянно понемногу писать. 

Брату Энн в школе дали задание сделать альбом со всеми птицам Америки. Тот пришёл домой, рассказал о задании отцу, и сказал, что это невозможно. А отец ответил: “Спокойнее, сынок. Птица за птицей, птица за птицей”. Это и один из 50 приёмов письма, и в этом заключается весь подход Кинга, Брэдбери и Мураками. 

Доротея Бранд, “Стать писателем”. Инструктор для копирайтера

Была известным в Нью-Йорке журналистом, писательницей и инструктором по письму. В 1936 году Бранд опубликовала шедевр практической психологии «Проснись и живи!», который был продан тиражом более 1 млн экземпляров.

Книга Доротеи Бранд «Стать писателем”, впервые опубликованная в 1934 году, остаётся популярной по сей день. Это книга о писательстве на стыке с агрессивной психологией. Доротея Бранд приводит методики работы над текстом через потенциал подсознания, введение в творческий транс и тому подобное. 

Как стать писателей - Доротея Бранд.

К примеру, идея сильных мыслей: 

Нужно остановить поток в голове, подержать пустоту, чем дольше ― тем лучше, а потом подумать о чём-то одном. Мысль получается объёмная и мощная. 

Сарычева, Ильяхов, “Пиши, сокращай”. Настольная книга любого копирайтер

Авторы основали GLVRD.RU ― самый известный сайт в помощь копирайтерам, исправляющий неточности текста. Если вы хотите освоить навык копирайтинга, то обязательно прочитайте эту книгу. Вы узнаете десять основных правил сильного текста и научитесь применять их.

Авторы подкрепляют свои тезисы советами, примерами с иллюстрациями и историей-комиксом. Потому читать рекомендуем в печатном виде. А в самом тексте нет ни капли воды, потому что это учебник, как писать, написанный умеющими людьми ― да его просто приятно читать. 

Обложка книги "Пиши, сокращай" - Сарычева, Ильяхов.

Отсюда нужно запомнить главное правило писателя или копирайтера: 

Редактируй ― читай вслух ― редактируй, и так до бесконечности.